Стелла Кесаева: доверие очень важно

Стелла Кесаева: доверие очень важно

Основатель и руководитель Stella Art Foundation

Стелла Кесаева: доверие очень важно

Стелла Кесаева — многократный комиссар российского павильона на Венецианских биеннале, основатель и руководитель Фонда Stella Art Foundation.

Тяжело было, честно говоря. Мы сами выбирали всех – и художников, и подрядчиков – и не имели права ошибаться.

Все ваши проекты имели успех и отличную прессу. Государство, Министерство культуры как-то отметили ваши заслуги?

Стелла Кесаева: У меня есть премия «Инновация». Есть Австрийский почетный крест за проекты, которые мы сделали в Вене с Музеем истории искусств и с музеем Фрейда.

Вы ведь были не только комиссаром нашего павильона, но и его спонсором?
Все это время экономическая ситуация в стране менялась. В 2011 г. мы начали концептуалистскую трилогию с художника Андрея Монастырского и куратора Бориса Гройса. В это время министром культуры был Александр Авдеев, он и назначил меня комиссаром на три года. Денег тогда было немного, нам выделили 10 млн руб. и мой супруг закрыл все прорехи.

Вы были свободны в действиях или министерство предлагало вам свои решения?
Там мне полностью доверяли. Я чувствовала огромную ответственность – и моральную, и материальную. Тяжело было, честно говоря. Мы сами выбирали всех – и художников, и подрядчиков – и не имели права ошибаться. За каждую ошибку пришлось бы платить очень дорого, и не только деньгами.

Вы принимали решения об участниках без публичного обсуждения – почему?
Если делать конкурс, то начинаются бесконечные обсуждения, они могут длиться месяцами. Мы сразу объявили, что будем показывать концептуалистов, очень хотелось показать андеграундное течение 70-х, героических людей, которые, несмотря ни на что, делали прекрасные философские работы, очень простые. И конечно, Борис Гройс – гениальный куратор, он сумел все очень красиво объяснить западной публике. Вообще, мне нравятся вещи, о которых надо думать, узнавать, что скрывается в них, какая драма.

Проект Вадима Захарова в 2013 г. был очень эффектный, но и дорогой.
Помогла хорошая экономическая ситуация, министерство поддержало проект, потратив 24 млн руб. А вообще мой принцип – не мешать художнику, только помогать. Захаров с куратором Удо Кительманом составили потрясающий тандем и сделали бомбу. У проекта был огромный успех, но и дался он нелегко.

И вы опять были спонсором и опять добавили столько же денег, сколько и получили?
Да. Но вот в 2015 г. экономическая и политическая ситуация стала хуже. Мы опять получили 10 млн руб., но уже по другому курсу. У моего фонда есть определенный бюджет, и я весь его направила на подготовку к биеннале. Мне всегда хотелось, чтобы наш павильон был сильным, и я хотела все сделать для художников. Не знаю, оценили они это или нет, но я старалась. Честно говоря, было тяжело.  Министерство культуры не очень щедро на современное искусство, есть много проектов, которые им важнее, и это очень печально.

Я спросила, почему у нее на большой фотографии лица зачеркнуты, она сказала, что так ее мама отмечала людей, чьи имена не могла вспомнить, и я просто заплакала.

Вам предлагали остаться комиссаром?
Предложений не было, но так, издалека, намекали. Но это очень большое напряжение, я постоянно думала, как все пройдет. В Италии все может случиться. Но мне очень хотелось показать таких художников, как Монастырский, Захаров, Ирина Нахова, хотелось, чтобы зритель их понял. И мне кажется, Ирина сделала прекрасную экспозицию. Я спросила, почему у нее на большой фотографии лица зачеркнуты, она сказала, что так ее мама отмечала людей, чьи имена не могла вспомнить, и я просто заплакала. Мне кажется, что и все люди остались под впечатлением.

Что дальше? Вы хотели делать музей?
Сейчас так много в Москве музеев открылось, что мы решили остаться фондом. Это менее жесткая система, а музей слишком обязывает. Мы переезжаем в новое достаточно большое помещение, где расположим нашу коллекцию и будем проводить выставки. А в зале на Мытной сделаем мастерские художников. Выставки у нас обязательно будут и здесь, и в других странах. Одна из моих задач – показывать наших художников на Западе. К сожалению, в Америке это сейчас сделать очень трудно, но мы будем продолжать работать в Европе.

Ольга Кабанова 

По материалам vedomosti.ru 
Поделиться

Похожие статьи

Ольга Таратынова: культура и мода

Ольга Таратынова: культура и мода

Изначально мы задумали создать особый повод для посещения Екатерининского парка – настоящей ландшафтной энциклопедии. Исходили из того, что дизайн одежды, мода – составная часть культуры, а творчество модельеров органично вписывается в музейную среду.

Поделиться
ЧИТАТЬ